Стажировка магистрантов СФУ вызывает интерес не только на Родине, но и в Германии. Доказательством этому служит следующая заметка, опубликованная в газете немецкого города Хагена.

Шестая неделя началась поездкой в город Эссен и посещения Рурского промышленного музея, в котором магистрантов подробно познакомили с историей этого насыщенного производством районом Германии. Экскурсовод подробно рассказала о развитии индустрии в этом районе, о возникновении промышленной империи Круппа, которая тесно переплетена с историей Германии. Так, на заводах Круппа была изобретена, запатентована и изготовлена колесная пара для вагонов, что дало толчок бурному развитию железнодорожного транспорта во всем мире.


Рурский промышленный музей

Во вторник группа отправилась в город Хаген, где посетила Вестфальский музей ремесел и техники.

Ха́ген — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия на юго-востоке Рурского региона. Население Хагена составляет 190 тыс. человек. Город находится в часе езды на поезде от Дюссельдорфа.

Музей располагается на большой территории под открытым небом в виде отдельных мастерских. Район дислокации музея очень живописен и напоминает наш дачный район Базаихи и Бобрового лога. Особенностью музея является то, что все мастерские действующие. Для группы особенно интересной была экспозиция, посвященная развитию кузнечного ремесла, представленная старинными ковочными и штамповочными молотами. Например, там было несколько молотов, в которых все детали, кроме бойков, являются деревянными, а приводятся такие молоты в движение с помощью водяного колеса.


Старинный молот из деревянных деталей

Один из кузнецов продемонстрировал свое мастерство, отковав железный листок. Но как раз этим магистрантов трудно удивить, т.к. на кафедре ОМД есть лаборатория художественной ковки во главе с Колчиным С. А. Представлены там также изделия художественной ковки, образцы кованого холодного оружия, в том числе, клинки из дамасской стали.

В среду магистранты знакомились с организацией учебного процесса и оснащением профессионального колледжа имени Франца Юргенса г. Дюссельдорфа. Казалось бы, какой интерес это представляет для магистрантов. А на деле оказалось, что техническому оснащению лабораторий колледжа (у нас они раньше назывались ПТУ) можно позавидовать. Например, в лабораториях, где учат на автослесарей, в качестве оборудования для обучения стоят сравнительно новые, на ходу, кабриолет АУДИ–ТТ и АУДИ универсал, на которых обучающиеся с помощью современных стендов обнаруживают, а затем устраняют неисправности, которые вносят в работу этих машин преподаватели.


В лаборатории колледжа, в которой готовят будущих работников автосервиса

Для конструирования узлов машин, а также для изготовления моделей литейного производства в лаборатории применяют 3-Dпринтер, работу которого многие видели только по телевизору. Эти примеры можно продолжить. Таким образом, выпускник колледжа не видит особой разницы между учебным и производственным оборудованием и, приступая к профессиональной деятельности, легко адаптируется на предприятии.


Оригинальная разработка учеников колледжа

Все техническое оснащение колледжа финансирует государство, и оборудование лабораторий постоянно обновляется и даже иногда опережает по своей новизне оборудование некоторых предприятий.


Учебная аудитория колледжа

В четверг магистранты отправились в город Мёнхенгладбах (полчаса езды от Дюссельдорфа на поезде) на завод, относящийся к промышленной группе SMS, которая вляется лидером мирового рынка в различных сферах машиностроения, в частности, в секторе оборудования для металлургической промышленности.

Металлургическое направление в группе представлено двумя отделениями – SMS Demag и SMS Meer. В 2007 году в различных отделениях SMS по всему миру насчитывалось 8 000 сотрудников, а ее оборот составил 3 млрд. евро. Сфера деятельности SMS охватывает области сталеплавильного производства и технологии непрерывного литья, оборудования трубных заводов, производства сортовых станов, гидравлических прессов, разработку технологии ковки, термической обработки и др., что создает полный спектр технологий обработки металла. Доказательством тому служат 17 000 реализованных проектов по всему миру.

Уже не одно десятилетие компанию связывают тесные отношения с Россией. Только в последние два года общая сумма российских заказов составила 2 млрд. евро. В настоящее время группа SMS тесно сотрудничает с Китаем.

Студентам, изучающим дисциплину «Обработка металлов давлением», на кафедре показывают учебный фильм про новый толстолистовой прокатный стан-5000, позволяющий прокатывать стальной лист шириной 5 метров. Длина цеха для этого стана, изготовленного на заводах SMS и смонтированного в Китае, составляет более 1,1 километра. Группа своими глазами видела оборудование, на котором можно изготавливать детали и узлы для машин таких габаритов.

Магистрантам показали фрезерный станок с длиной рабочего стола 18 м. В цехах можно было увидеть изготовленные в них эксцентриковый вал для мощного кривошипного горячештамповочного пресса, трехвалковые клети редукционного трубопрокатного стана, рабочие цилиндры горизонтального гидравлического пресса и многое другое. Работа станков программируется и управляется компьютерами. Хочется отметить чистоту цехов и примыкающей к ним жилой территории, которая больше напоминает не рабочий, а загородный коттеджный поселок.


Магистранты у цеха завода SMS

И вот, сначала посмотрев, а затем проанализировав систему образования от колледжа до университета, познакомившись изнутри с техническим оснащением этих образовательных учреждений, становится понятно, что такие предприятия, как SMS, Mersedes, BMWи многие другие возникли не на пустом месте, и с точки зрения понимания этого факта значение стажировки магистрантов трудно переоценить.

Репортаж о 1-й неделе стажировки.
Репортаж о 2-й неделе стажировки.
Репортаж о 3-й неделе стажировки.
Репортаж о 4-й неделе стажировки.
Репортаж о 5-й неделе стажировки.

Константинов И. Л.