Логотип "Универс"

30 октября в актовом зале гимназии «Универс» состоялась юбилейная «СУПЕР - БИТВА», посвященная ее 30-летию. На мероприятие в качестве экспертов были приглашены специалисты и преподаватели из разных отделов и университетов, в том числе и Института цветных металлов и материаловедения.

В рамках данного мероприятия состоялись, так называемые, «Молодежные компетентностные игры» с применением активных игровых технологий, направленные на развитие компетенций у школьников старших классов. Вместе с тем, участие в итоговой финальной «битве», было зачтено школьникам как социальная практика, оценка за которую выставляется в зачетную книжку, имеющуюся у каждого старшеклассника гимназии «Универс».

Компетенции школьников оценивались в четырех разных лигах: командодействие; эффективная коммуникация; дизайн-мышление и критическое мышление.

Экспертная комиссия Супер - Битвы МКИ

Состязание в лиге «Командодействие» построено таким образом, что его невозможно решить, не сработав командой, которой было необходимо посадить на один стул как можно больше людей за 7 минут, при этом соблюдая определенные правила, например, только ноги сидящих на стуле могут стоять на полу и т.д. В результате одной из команд удалось разместить на одном стуле 17 человек, одержав безоговорочную победу.

В лиге «Эффективная коммуникация» ребятам предстояло разделиться на команды по два человека и объяснить своему партнеру словами, жестами и рисунком определенное слово или словосочетание за 1 минуту. При этом участники вытягивали карточки с заранее подготовленными словами трех уровней сложности и разными способами объяснения слов. Выбранный уровень сложности учитывался при подведении итогов. По информации организаторов мероприятия, подобные игровые техники, знакомят ребят с понятием «эффективная коммуникация» и ее отличием от коммуникации по средствам простого общения, развивают у ребят коммуникативные навыки, такие как: умение определять и удерживать предмет коммуникации; работать с вопросами (задавать вопросы разного типа, умение отвечать на вопросы). Кроме того, они способствуют развитию техники эффективной презентации и умению определять особенности аудитории, воспринимающей информацию и строить адекватное для данной аудитории сообщение.

В основе состязания лиги «Дизайн – Мышления» положены эмпатия и создание прототипов. Эмпатия позволяет при создании продукта или услуги учесть как можно более широкий круг потребностей людей, чтобы создавать универсальное предложение, а изучение прототипа помогает определить как можно больше ошибок перед тем, как принять окончательное решение. Указанные аспекты были учтены в формате состязания данной лиги.

Презентация кошелька экспертом - Лига Дизайн - Мышление

В соревновании участвовали две команды, которым предстояло изготовить кошелек для заказчика с применением подручных средств, таких как ножницы, бумага, клей, скотч, ткань и т.д. В качестве заказчика выступил один из представителей экспертной комиссии. Его задачей являлась презентация своего кошелька, а именно раскрытие его плюсов и минусов. Далее участники каждой команды задали по три уточняющих вопроса заказчику и приступили к созданию кошелька.

Презентация кошелька школьниками - Лига Дизайн - Мышление

Критериями оценки при выборе победителя выступали: качество заданных вопросов; соответствие кошелька заявленным заказчиком требованиям, уровень детализации и функциональность идеи, а также навыки презентации. Кроме того, заказчик имел право присвоить дополнительный балл, указав свою готовность обменять свой кошелек на предлагаемый ребятами аналог. Стоит отметить, что ребята успешно справились с поставленной задачей, при этом задавали совершенно конкретные уточняющие вопросы, учли практически все критерии при изготовлении и продемонстрировали находчивость и довольно хорошие навыки презентации своего продукта. В результате первая команда одержала победу с небольшим отрывом.

Награждение победителей лиги Дизайн - Мышление

Одной из самых серьезных состязаний являлась лига «Критическое мышление», направленная на развитие рефлексивного мышления и способности принятия объективного решения в рамках заданной темы, которую ребята готовили заранее. Основной темой в рамках состязания являлось «Создание школьного соуправления, как формальность или необходимость». При этом особенность соревнования заключалась в формулировке самой темы, заранее сформулированной с внутренним противоречием, которое предстояло раскрыть школьникам в своем публичном выступлении и продемонстрировать свои навыки ответов на вопросы соперников и экспертной комиссии. В состязании приняли участие три человека, которые в своей речи отразили довольно глубокие аспекты, заданной темы и показали достаточно высокий уровень публичного выступления и ответили на довольно сложные вопросы экспертов.

В заключении хотелось бы отметить, что проведение подобных мероприятий весьма актуально, поскольку они направлены на формирование и развитие у школьников умений и навыков, востребованных работодателем в современном довольно сложном информационно-техническом мире. Образование подобных движений в школах имеет особое значение для технических вузов, учитывая происходящее в настоящее время переосмысление инженерного образования и перехода на компетентностный подход обучения. Подобные форматы затрагивают эффективные методы подачи новых знаний и учитывают особенности мышления школьников и абитуриентов, поступающих сегодня в университеты, а, кроме того, способствуют развитию и внедрению перспективных активных образовательных технологий, таких как геймификация или образование в игре, представляющих особый интерес в современной педагогике.

Беспалов В. М., старший преподаватель кафедры ИБ CDIO