16 сентября 2019 года в Сибирском федеральном университете прошел открытый лекторий «DESIGN 5 Промышленный металлургической и горнодобывающей отраслях».
Данное мероприятие посетило большое количество студентов института цветных металлов и материаловедения. Каждый студент и наставник посетил три лекции для подготовки к следующему мероприятию:хакатон разработчиков «Енисейская Сибирь. Индустрия 4.0».
Хакатон – марафон разработчиков, во время которого специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо технологической, программной или «кодерной» задачи компании.
17-18 сентября 2019 года прошел хакатон. В нем участвовало 8 команд, состав которых был специально подобран организаторами. В соответствии со сложностью проекта в команду входили IT-специалисты, инженеры и дизайнеры. Цель данного мероприятия заключалась в коллективном поиске прорывных идей, достижении нового видения и успешном запуске сложных междисциплинарных проектов, находящихся на пересечении инжиниринга, технологии и IT-сферы. Кейсы были предоставлены разными компаниями: ГМК «Норильский Никель», ОК «РУСАЛ», ОАО «Красцветмет», ПАО «Полюс».
Компанией «Красцветмет» было представлено три кейса: «Раскрой каталитических сеток», «Сервис попутчиков» и «Расстановка блок-схемы производственных процессов». Основной целью каждого из них было написание ПО для решения той или иной проблемы. Студенты-инженеры выступали в роли консультантов данных проектов и вовремя направляли в нужное русло студентов-программистов.
Компания «РУСАЛ» представила кейс, требующий гораздо большего инженерного приложения сил: необходимо было решить проблему налипания криолита глиноземной массы на пробойник автоматической подачи глинозема (АПГ).
Компания «Полюс» предложила решить проблему «Контроль крупности породы на ленточном конвейере». При попадании крупной породы на конвейер резиновая лента рвется и производство простаивает. Ребятам необходимо было найти решения для предупреждения данной проблемы с использованием машинного зрения.
Также были представлены кейсы по улучшению производства: «Редизайн пилорамы» и «Обеспечение энергией буровых установок в тяжелых климатических условиях».
Особый интерес представлял кейс «Овеществление элементов фирменного стиля в изделие или деталь нового продукта». О работе над ним рассказал один из участников команды, студент группы ЦМ17-12Б ОП «Металлургия CDIO», Игорь Чуруксаев:
Наша работа над кейсом началась, прежде всего, со знакомства. Мы узнали нашего заказчика, особенности института, с которым работаем, выяснили главные задачи и пожелания. Помимо поставленных задач функциональности и тиражируемости продукта мы поставили перед собой задачу оригинальности. Нам хотелось отойти от привычного и всем приевшегося ряда сувенирной продукции: футболок, кружек, кепок и т.д. Поэтому мы постарались переосмыслить подход к сувенирной продукции и найти что-то неожиданное и удивительное. Среди исходных данных нам были предоставлены значки, медали КИЦМа, календари к 60-летию института, однако единым выраженным стилем они не обладали, поэтому за основу нами были взяты только логотип и фирменные цвета.
В ходе работы мы пришли к идее отразить особенности института по- новому, через материалы или стилизацию знаков. Так сувенирная продукция станет не просто приятной мелочью, но и в полной мере будет раскрывать специфику института. Каждый предмет был проработан и работает не за счет одного лишь логотипа на нем. Наша серия представлена следующими составляющими:
1) Ланч-бокс. В разложенном виде бокс отсылает нас к логотипу института, однако это не бросается в глаза, он просто выполнен в фирменном стиле. Однако сам по себе он очень полезен и может понравиться многим: в нем есть все для обеда (пара столовых приборов, бутылка для воды). Немаловажно, что бокс является модульным, это позволяет каждому подобрать объем конкретно под себя. Внутри вы также найдете приятный сюрприз: стилизованные шоколадные конфеты и капсула «пройди боевое крещение». Ланч-бокс не будет вручен, как пустая коробка, а после того, как съедены сладости, будет служить по своему прямому назначению.
2) Аксессуар-брошь на магните. Простые значки уже утратили актуальность, и в наше время носят, в основном, декоративный характер. Поэтому мы немного переработали значок и превратили его в некий модный элемент. Брошь выполнена из металла и держится на магните. Отдаленно брошь очертаниями напоминает логотип и привлекает взгляд красотой материала (идеально отполированный металл с великолепным оттенком), ее можно прикрепить на кармашек пиджака или воротник, заколоть шарф. Это памятная и красивая вещь. Почему мы так стремительно отходим от четкого использования логотипа в лоб? Потому что на этот счет уже имеется верная мысль: далеко не все любят рекламировать чью-либо символику.
3) Фирменная ручка в кейсе. Ручка, а тем более фирменная и качественная – это всегда вещь нужная, деловая и статусная. В этом изделии мы решили показать все богатство металлических материалов: ее верхняя часть покрыта семью кольцами из различных сплавов. Такая ручка выглядит очень красиво, а у понимающих людей вызовет неподдельный интерес.
Можно заметить в серии градацию: от самого простого и доступного сувенира до наиболее сложного и особенного. Изделия отличаются по сложности выполнения, себестоимости и, соответственно, ценности, поэтому в наборе есть как сувенир для всех, так и сувенир для особо отличившихся.
Проделанная нами работа выражается в главной мысли или идее: сделать сувенирную продукцию не чем-то ширпотребным, не тем, что будет не нужно человеку и выброшено в мусорку. Это должна быть лаконичная, качественная вещь, пользование которой будет приятным, а само изделие останется с человеком надолго и будет приносить ему удовольствие. Так же хотелось бы отметить, что практически вся продукция может быть выполнена только силами института, что является небольшой дополнительной приятностью.
Все участники хакатона в течении 24 часов работали над решением представленных проблем, лишь иногда прерываясь на прием пищи и небольшой отдых для «освежения» мыслей. После такого тяжелого графика работы студентам необходимо было представить свое решение экспертам в формате четырёхминутного питча и ответить на их вопросы. Защищая работу, каждый отстаивал свою позицию, адекватно принимая критику экспертов. Практически в каждом решении как было проявлено инженерное включение, так и прослеживалась огромная работа IT-специалистов и дизайнеров. Однако, несмотря на довольно большое количество времени, не все решения были проработаны от и до.
После подведения итогов мероприятия каждый участник был награжден дипломом, а также призами. Командой-победителем данного эвента стала команда «Волки», работавшая с кейсом АО «Полюс» по разработке системы видеоанализа для ленточных конвейеров. Участники: Олег Толмашов – студент 4 курса ИКИТ, Илья Дисс – 2 курс ИЦМиМ и Михаил Тропин – 4 курс ИЦМиМ. Их призом за победу стал грант на академическую мобильность.