Обучение онлайн вносит свои коррективы во все формы взаимодействия со студентами и создает новые модели организации, как процесса обучения, так и промежуточного контроля. Производственная практика была также организована онлайн и для всех курсов она проходила в дистанционном режиме. Студентам была предложена серия вебинаров по ключевым вопросам практики, на которые так же были приглашены сетевые партнеры образовательной программы ОАО «Красцветмет» и ЗАО «БоАЗ».

Командой преподавателей разработаны методические указания по всем видам практик в идеологии CDIO, создан ЭОК «Практика и выпускная квалификационная работа CDIO» на платформе e-sfu, определены результаты обучения, выраженные в профессиональных компетенциях. Профессиональные компетенции были разработаны в соответствии с новым ФГОС ВО 3++, в основу которых были положены согласованные с ключевыми партнерами профессиональные стандарты: 27.046 (645) Специалист по гидрометаллургическому производству тяжелых цветных металлов (ПАО «Полюс», ОАО «Красцветмет»); 27.079 (916) Специалист электролизного производства алюминия (ОК РУСАЛ); 40.082 (391) Специалист по внедрению новой техники и технологий в литейном производстве, 27.078 (915) Специалист по производству проката цветных металлов, 40.011 (32) Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (обсужденными со специалистами базовых кафедр ИЦМиМ). Формируемые и контролируемые компетенции согласованы с действующими профессиональными стандартами указанными выше и образовательными результатами всемирной инициативы Syllabus CDIO.

В сентябре текущего учебного года студенты инженерного бакалавриата Металлургия CDIO защищали производственную практику через платформу Skype.

Фрагмент онлайн-защиты производственной практики гр. ЦМ17-11Б

Уровень формирования компетенции оценивали по 3-х бальной шкале:

  1. Базовый (начальный) уровень (БУ) – имеет небольшой навык; кое-что знает о компетенции, может описать; осознает необходимость; необходимо гораздо больше знать и практиковать для хорошего владения компетенцией.
  2. Средний уровень (СУ) – имеет некоторый навык; понимает и может обсуждать компетенцию; начинает присваивать; все еще необходимо больше знать и практиковать, чтобы стать опытным в компетенции.
  3. Продвинутый уровень (ПУ) – имеет хороший навык; знает достаточно хорошо, чтобы объяснить и продемонстрировать, или натренировать другого; полностью присвоил идею; необходимо дальше совершенствоваться в компетенции.

Защита проходила в 4 этапа, для групп ЦМ18-11Б, ЦМ18-12Б, ЦМ17-11Б, ЦМ17-12Б. Студентам было предложено подготовить презентации, отвечающие на основные вопросы контролируемых компетенций.

Для 3-го курса:

  • выявляет отклонения текущих показателей производительности оборудования от плановых;
  • знает элементы документации для представления результатов разработок;
  • оформляет элементы документации для представления результатов разработок;
  • анализирует научно-техническую информацию.

Для 4-го курса

  • понимает допустимые значение показателей качества изделий, ссылаясь на действующие нормативные акты;
  • дает количественную характеристику по основным статьям затрат вспомогательных операций производства;
  • дает количественную характеристику по основным статьям затрат основных операций производства;
  • описывает последовательность выполнения технологических операций на производственном участке.

Защита также включала и ответы на вопросы экспертов.

В экспертную комиссию входили преподаватели ОП Металлургия CDIO, эксперты проекта инженерного бакалавриата CDIO и представители работодателей.

Отдельной особенностью, также как и при летней защите ВКР, была возможность присутствия регионов, площадок и компаний в онлайн формате. Помимо этого, у руководителей и экспертов в онлайн-режиме был доступ к материалам защищающегося, как презентации по его докладу, так и пояснительной запиской отчета по практике, размещенной гиперссылкой в Google Таблице. Это позволяло в режиме реального времени и одномоментно для любого эксперта ознакомиться со всеми материалами защищающегося и при оценки исходить не только из самого доклада, но и подготовленного практикантом материала.

Google-таблица по сопровождению всех видов практик студентов ОП Металлургия CDIO

При оценке уровня сформированности соответствующего индикатора компетенции эксперты в комментариях Google Таблицы давали свои замечания в случае низких значений, что позволяет студентам ознакомиться с данными комментариями в любое для него время к ним вернуться и скорректировать свои будущие работы с учетом данных замечаний. Вообще использование Google Таблиц, позволяет создать формат «единого окна на все виды практик» и для всех заинтересованных сторон, к которым можно обратиться в любое удобное для локального участника время. Конечно, все взаимодействие осуществляется с соблюдением информационной безопасности без распространения гиперссылок третьим лицам (лицам не участвующим в образовательном процессе и не являющимися представителями промышленных компаний).

Руководитель образовательной программы «Металлургия CDIO» Рудницкий Э. А., доцент образовательной программы «Металлургия CDIO» Дубова И.В.