150104 Литейное производство черных и цветных металлов
Квалификация – бакалавр, срок обучения - 4 лет.

Об одной из увлекательнейших профессий.
О профессиях говорят по-разному. Одни профессии называют современными, другие устаревшими. Одни профессии называют передовыми, другие – исчезающими. Есть попытки делить профессии и на другие категории. Об одних говорят, что они лучшие, о других, что они худшие. Об одних толкуют – легкие, о других – трудные, называют еще профессии спокойные и беспокойные.
Среди многих трудных и увлекательных профессий, профессия литейщиков занимает особое место. Литье – один из древнейших видов обработки металлов. Более 5 тысяч лет люди используют его для изготовления металлических орудий, предметов быта, деталей машин и произведений искусства. Сгустки мастерства, отточенного почти пятитысячелетним опытом умельцев, вечное беспокойство непрерывного поиска, удивительная точность объемного представления чертежа или эскиза, искусства ваяния и тяжелый труд слиты воедино в этой специальности.
Литейщики - это люди, от которых зависит в первую очередь все производство на любом машиностроительном заводе. О профессии литейщиков хорошо сказал в своей книге «Путь инженера» академик Бардин: «…у нас благородная профессия. Нам дано счастье видеть продукт своего труда, превращать бесформенные комья руды в огнедышащий металл, в чугун, в прокат, в литье – вещи нужные весомые, зримые».
Как и все металлурги, литейщики - это люди знающие «секреты» выплавки различных сплавов и умеющие из жидкого металла изготовить нужную отливку. Чего только не изготавливают литейщики: от крошечных деталей часов до огромных валов океанских судов, от мелких деталей приборов до гигантских колес гидротурбин и станин сверхмощных гидравлических прессов.

История развития литейного производства
История литейного производства – это, прежде всего история техники и искусства формообразования отливок. Рождение любой фасонной отливки и есть результат ее формообразования.
Как только человек получил первый металлический расплав (а это произошло более 5000 лет тому назад), он сотворил «таинство» рождения отливки, вылил его в земляную выемку, в каменную «посудину» и охладил его в плавильном тигле, где застывший металл принял конфигурацию этих полостей. Возможно, первые шаги формообразования отливок мастер совершил случайно, не готовя для этого специальной формы. Но единожды обратив внимание на то, что застывший металл повторяет контуры сосуда или выемки в песке, куда он был залит, человек стал их делать нарочно, нужного ему вида. Так начиналось разумное формообразование отливок.
Вершина древнего русского литейного мастерства, несомненно, была достигнута «литцами» колоколов и пушек. Во многих странах литые колокола и пушки появились раньше чем в России, но, ни в одной стране искусство их формообразования не было столь высоким и необыкновенным, как в России.
Сегодня в России работают литейные заводы, оснащенные современным оборудованием с прогрессивными и эффективными процессами формообразования отливок.

Литьё художественное
Если процесс изготовления сложной отливки промышленного назначения требует большого искусства формообразования, то при художественном литье и сама отливка представляет собой произведение искусства. Возможности у художественного литья очень велики, его продукцией могут быть огромные сооружения (павильоны, архитектурные ансамбли, крупные скульптуры и монументы), различного вида литые рельефы, бюсты, кабинетные скульптуры, художественные произведения прикладного назначения (подставки, подсвечники, вазы), детали архитектурных сооружений (ограды, фонарные столбы), детские игрушки и многое другое. Ни один из способов изготовления металлических изделий не может конкурировать с литьём.

С древних времён и до наших дней художественные отливки украшают города, парки, архитектурные ансамбли, жилища. Взгляните на эти фотографии с прекрасными художественными отливками. А сколько их по свету – таких литых художественных произведений, помогающих человеку чувствовать красоту и преклоняться перед искусством формообразования, которым владеют литейщики!

Кафедра «Литейное производство» института цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета ведет свою родословную от Московского института цветных металлов и золота им. М.И. Калинина с 1935 года. В 1959 году кафедра переведена в г. Красноярск. Сегодня кафедра выпускает инженеров – литейщиков по специальности «Литейное производство черных и цветных металлов и сплавов» Наших выпускников можно встретить на многих предприятиях России. Это - ведущие специалисты, управляющие крупными литейными заводами, технологи и мастера металлургических производств. Сегодня нет таких литейных заводов, где бы не трудились выпускники кафедры.

Что должны знать инженеры литейного производства?
Литейное производство – разносторонняя, многогранная отрасль промышленности. Поэтому инженеры – литейщики должны обладать широкими познаниями в различных областях науки.
Чтобы изготовить металл или сплав необходимых качеств, литейщик должен быть, прежде всего, металлургом. Чтобы изготовить надежную литейную форму – он должен быть хорошим технологом. Чтобы управлять многочисленными машинами и автоматами – он должен быть знающим механиком, электронщиком, автоматчиком. Чтобы не останавливаться на достигнутом, а создавать новые, более прогрессивные процессы, он должен ещё быть и исследователем. Вот почему студенты – литейщики получают углубленные знания по физике, математике, химии, по дисциплинам позволяющим сформулировать четкие представления о строении и свойствах металлических и неметаллических материалов, вычислительной технике. Знание этих дисциплин позволяет им успешно освоить специальные дисциплины технологического цикла. В связи со структурными изменениями в промышленности и появлением малых предприятий кафедра может вести подготовку специалистов для конкретных предприятий. На кафедре имеется парк технологического оборудования, которое используется при проведении лабораторных, практических и исследовательских работ.
В процессе учебы студенты проходят производственные практики непосредственно в цехах заводов, выполняют исследовательские работы под руководством научных руководителей. Проявившие способности к научной деятельности выпускники кафедры поступают в аспирантуру, по окончании которой защищают диссертацию, оставляются при кафедре и работают преподавателями, продолжая участвовать в госбюджетных, научно –исследовательских, опытно – конструкторских и научно – методических работах.
Уважаемые старшеклассники, вы совершили длительное путешествие в мир знаний продолжительностью 11 счастливых школьных лет. И теперь приближаясь к финишу, вы задумываетесь над вопросом, как найти свое место в жизни? Какую из тысяч дорог выбрать, кем быть? Этот извечный вопрос возникает перед каждым юношей, перед каждой девушкой на пороге их самостоятельной жизни.
Но готовых ответов, одинаковых рецептов для всех нет! Каждый должен принять свое решение сообразно со своими желаниями и возможностями с учетом реальной обстановки и уровня духовных и физических сил.