Согласно приказу Министерства образования и науки от 09.01.2014 г. вузы могут реализовать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Для этого в современных вузах создается электронная информационно-образовательная среда, обеспечивающая освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося.

В нашем университете такая среда создана и продолжает развиваться на основе LMS Moodle – наиболее популярной в мире, в том числе, и в России, системе управления обучением, позволяющей организовать самостоятельную работу студента, в том числе, творческую (например, над совместным проектом), взаимодействие студентов между собой и с преподавателем через Интернет. Преподаватель может контролировать и оценивать работу студентов на всех этапах, устанавливать сроки проведения работ, проводить консультации в режиме реального времени в виде чатов. Система активно развивается, ее версии постоянно обновляются. Большим достоинством является доступность преподавателя-разработчика электронных обучающих курсов (ЭОК) в этой системе к обновлению своих учебных материалов в любой момент, что делает ЭОК динамичным, развивающимся.

Согласно приказу Министерства образования и науки вузы должны обеспечить соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

Такие программы были разработаны на всех отделениях ФПКП СФУ, в том числе, и на ФПКП площадки №3. Занятия для изучения возможностей этой системы Moodle в учебном процессе ведутся с 2012 г. Преподаватели, освоившие программу ФПКП, уже создали в этой системе электронные курсы и успешно применяют их в учебном процессе: Вострикова Н. М. (химия металлов), Данилова Н. Н., Урбаев Д. А. и другие.

В этом году в СФУ появилась бета-версия Moodle с новыми возможностями для организации учебного процесса, новым дизайном и техническими особенностями. Потребовалось в краткие сроки их освоить. На ФПКП площадки №3 была организована группа преподавателей из 17 человек, которая работала по программе Машуковой А. Е. «Разработка электронных курсов для дистанционного обучения и сопровождения традиционного обучения».


На занятиях преподаватели учились создавать свои ЭОК в новой версии, формировать студенческие группы, записывать студентов в эти группы. Каждый слушатель создал группу из своих коллег-«студентов», работал с ними с помощью активных элементов (чаты, форумы, проекты, семинары, тесты и т. д.) и с журналом оценок группы. Так вырабатывались навыки работы со студентами в роли преподавателя. Работая в курсах своих коллег, каждый слушатель чувствовал себя уже в роли студента, что выясняло, насколько понятен курс с точки зрения студентов.

В свои курсы слушатели разместили предлагаемые на занятиях примеры ресурсов (информационных учебных материалов) и интерактивных элементов в виде справочного материала для последующей самостоятельной работы над курсом, а также вставили материалы по своей дисциплине согласно учебному графику. Апробированы новые возможности системы (например, новый ресурс «Книга», «Папка», и т. д.).

В процессе работы слушатели общались между собой и с руководителем курса через обмен сообщениями, чаты, форумы. Большое внимание уделено новым элементам, с помощью которых можно организовать активную работу студентов в группе: созданию индивидуальных и совместных проектов, организации семинаров, где студенты могут представлять свои работы и оценивать работу сокурсников, а преподаватель может оценить работу каждого студента как по содержанию, так и умению рецензировать.

Слушатели работали очень активно и заинтересованно, помогая друг другу, как и предполагается при работе в системе Moodle: Ахпашев Б. А., Ромашкин Ю. В., Симонова Н. С., Юшкова О. В., Стримжа Т. П., Тинькова С. М., Лебедева О. С. , Герасимова Т. А., Бровина Т. А. , а также Байкалова С. И., Баранова И. А., Барцева О. С., Ендржеевская В. Ю. (преподаватели кафедры ФЕО, отделение физики). Кроме занятий, слушатели посещали семинары СФУ по вопросам электронного обучения дистанционных образовательных технологий.

23 июня 2014 года состоялась защита выпускных работ - дополнительный обмен опытом работы в системе. Выпускные работы были содержательными. При защите делался акцент на использования возможностей системы для своей дисциплины. Слушатели отметили, что узнали об интересных возможностях работы со студентами и по-новому взглянули на преподавание своей дисциплины. Хотелось бы пожелать им дальнейшей творческой работы над своими курсами с привлечением к этой работе самих студентов.

По окончании слушатели получили сертификаты, дающие право их обладателям вести учебные занятия с использованием электронных обучающих курсов. Без сертификата в новом учебном году преподаватели не допускаются к таким занятиям.

В настоящее время ведется набор на осенние занятия из числа преподавателей других кафедр и институтов. Не надо бояться сложностей освоения системы из-за неуверенности в себе как пользователе компьютерной техникой - система Moodle содержит большой справочный материал. На курсах будущих слушателей ждет подробный раздаточный материал, активное общение с коллегами на занятиях, индивидуальные консультации вне занятий. Кроме того, в СФУ есть Центр обучающих систем, сотрудники которого всегда оказывают техническую помощь.


Преподаватель ФПКП А. Е. Машукова и старший методист ФПКП Т. М. Басова