В философии CDIO нет бессмысленной зубрёжки и курсовых в привычном их понимании. Студенты с самого первого курса работают над заказами реальных производств, придумывают и затем по своим же чертежам строят разные инженерные изобретения, а преподаватели учат студентов тому, что они сами попросят. Результат — сильные специалисты, которых работодатели ждут ещё до выпуска. 

О кризисе инженерного образования в стране заговорили ещё в прошлом веке, когда рынок труда потребовал от вузов не узкопрофильных инженеров, а универсальных специалистов, способных реагировать на быструю смену технологий. Разные университеты ответили на этот вызов по-разному. СФУ, например, увидел выход в международном проекте CDIO: Conceive-Design-Implement-Operate / Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй. Этот новый метод воспитания «инженеров полного цикла», способных придумать, воплотить в жизнь и предусмотреть варианты утилизации своей идеи, с 2013 года реализуется в Институте цветных металлов и материаловедения и Политехническом институте СФУ.

Новое племя

В 2018 году 61 выпускник направлений «Металлургия» и «Теплотехника и теплоэнергетика» получили свои дипломы. «Пока они учились, мы на их опыте понимали, что требует усовершенствования, и дорабатывали это, — рассказывает заместитель директора Департамента проектной деятельности СФУ Наталья ГАФУРОВА о первых ласточках инженерного бакалавриата. — Тем не менее мы получили немного других студентов. Они иначе смотрят на мир и умеют решать реальные проблемы».

«Другими» студенты получились отчасти и потому, что в подготовке специалистов активно участвуют предприятия-партнёры: Красцветмет, РУСАЛ, Газпром, Сибирская генерирующая компания. Это гарантирует студентам, что после четырёх лет корпения над конспектами они не услышат избитое «забудьте всё, чему вас учили в институте». Университет отказался от монополии на умы и дал компаниям возможность заложить в будущих инженеров знания и навыки, которые им, работодателям, необходимы. Представители компаний предлагают студентам реальные кейсы на проработку, читают дополнительные лекции, приглашают на практики. И чёрная дыра между запросом работодателя и уровнем вузовской подготовки специалистов схлопывается, а выпускник становится ценным кадром.

«Уже с первого курса мы проходили практику и решали проекты, над которыми работают сами предприятия. После одной из таких практик на Красцветмете меня пригласили на работу, и на сегодняшний день я уже полгода как трудоустроена», — рассказала выпускница кафедры металлургии ИЦМиМ Анастасия ДЫБА.