С 27 по 29 сентября 2018 года в Учебном центре подготовки руководителей (Кочубей-центр, г. Пушкино, ул.Радищева, 4) НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург прошел семинар «Организация студенческого самоуправления» в рамках проекта ВШЭ «Лучшие учебные практики».

На семинаре в виде мастер-класса начальником управления образовательных программ НИУ ВШЭ-Санкт Петербург Васильевой Ю.С. были представлены практики участия студентов в управлении образовательными программами (ОП) принятые на уровне всего университета (НИУ ВШЭ).

Для нашей ОП в первую очередь интерес представляет применение лучших учебных практик на отдельных программах СФУ – программах, реализующихся в соответствии с международной инициативой CDIO.

Нам было представлено в формате реального кейса ВШЭ-СПб два способа реального вовлечения студентов в управление ОП. Когда их включение оказывает реальное воздействие на то, что происходит и произойдет в ОП. Первое - это СОП (студенческая оценка преподавания). СОП под собой подразумевает следующее: «... регулярная обязательная оценка студентами НИУ ВШЭ качества реализации учебных дисциплин и работы преподавателей».

Данная процедура способствует: 1. Вовлечению обучающихся в процесс повышения качества учебной дисциплины и преподавания. 2. Получению сведений качества содержания образовательных программ. 3. Получению сведений о качестве работы преподавателей. 4. Улучшению качества планирования и организации учебного процесса академическим руководителем образовательной программы.

Помимо данных позиций результаты оказывают непосредственное влияние на самого преподавателя. При этом здесь можно отметить две стороны: положительная, когда ППС поощряют материально за хорошую оценку со стороны обучающихся. И другая, когда по результатам СОП в виде систематически повторяющейся низкой оценки ППС обучающимися, ему не продлевает контракт на следующий год администрация вуза или его не приглашает академический руководитель ОП к себе в программу. На этом моменте возникло большое количество вопросов у участников семинара, что привело к бурным обсуждением данного подхода. Коллеги с НИУ ВШЭ-СПб пояснили основные вопросы. И в целом на уровне администрации и студентов, в лице председателя Студсовета НИУ ВШЭ СПб Аверьяновой Ю.В., дали положительную оценку такого подхода.

Необходимо уточнить, что оценивание преподавания происходит в период, когда закончилось обучение по дисциплине (это может быть в конце семестра, либо в конце учебного года), но когда ещё итоговый зачёт или экзамен дисциплины не был проведен, чтобы отсеять у студента эмоции сданного, не сданного или плохо сданного зачёта/экзамена. При этом информация оценки обучающимся соответствующего ППС не доводится до его сведения, пока не будет проведен зачёт или экзамен, чтобы не повлиять на промежуточную аттестации группы по результатам их оценивания. Информацию до ППС доводят после зачётной недели или сессии в личном кабинете системы LMS НИУ ВШЭ.

Втрое - это ПУД (программы учебных дисциплин). Что подразумевает включение волонтеров студсовета НИУ ВШЭ-СПб в проверку РПД. Проверка осуществляется в два этапа. Первый – это формальное оценивание наличия соответствующих частей РПД в том, что размещено в системе LMS НИУ ВШЭ (например, есть или нет источники информации в РПД, на сколько они актуальны, есть и на сколько понятны критерии оценивая зачёта, экзамена и т.п.). Это оценивание проходит в начале учебного года. Второй этап – это процесс, который происходит после обучения данной дисциплины/данного курса. Он заключается в том, на сколько соответствует содержание РПД, тому, что по факту происходило на занятиях у данного преподавателя. И, конечно, проверяют те волонтеры, которые обучались у этого ППС по этой дисциплине.

Были приведены реальные примеры, показывающие динамику увеличения РПД в системе LMS НИУ ВШЭ от семестра к семестру.

После такого подхода преподаватели начали с должным вниманием относится к тому когда, что и как находится в системе и как это коррелирует с тем, что дает преподаватель у себя на занятиях. Также, все волонтеры проходят обучение на понимание структуры и содержания основных элементов РПД, которые предписаны локальными нормативными актами университета.

Этот мастер-класс, посвященный участию студентов в управлении образовательными программами, был один из шести тем представленном на данном семинаре:

«Модели самоуправления в университете», Александр Николаевич Низов, председатель Студенческого совета Санкт-Петербурга.

«Социальная ответственность университета и роль волонтерского движения: зарубежной практики» Магдалена Гаете, представитель университета Наварры в России.

«Новые формы организации социальной воспитательной работы в современном университете: вопросы тьюторства и наставничества» Айдар Фаритович Акмалов, исполнительный директор АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0».

«Модели организации работы студенческих клубов в университете» Аслан Магомедович Кагиев, председатель Союза студентов УрФУ, член Ученого совета УрФУ, член комиссии Ученого совета УрФУ «по управлению изменениями».

«Студенческое предпринимательство: российские практики» Юлия Евгеньевна Селюкова, исполнительный директор Enactus Россия, член правления ассоциации развития человеческого капитала.

Организатор и главный модератор данного семинара Ксения Алексеевна Кузьмина, начальник отдела по внеучебной и воспитательной работе НИУ ВШЭ СПб.

По указанным темам есть соответствующие материалы с которыми можно ознакомиться, написав на почту Рудницкому Э.А. 

И.о. заведующего кафедрой, доцент кафедры инженерного бакалавриата CDIO Рудницкий Э.А.