26 ноября 2019 года под лозунгом «Инженерное образование – эффективная инвестиция в технологический прорыв» состоялся IIV Московский международный инженерный форум. Пройдя серьезный отбор, его слушателями стали студенты 2 курса: Воробьев Никита, Коханов Владислав, Сапега Владислав (Металлургия CDIO, ИЦМиМ) и Барышников Владислав, Щетинин Артем (ПИ СФУ).
Организатор форума – Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (МКПП(р) при участии Правительства Москвы, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.
На форуме обсуждались проблемы и достижения в инженерной сфере по состоянию на 2019 год. В работе приняли участие свыше 700 участников: руководители 164 компаний и организаций, 70 образовательных учреждений, а также представители 17 регионов страны, зарубежные гости из Китайской народной республики и Люксембурга. Пленарное заседание было посвящено обсуждению комплекса вопросов, связанных с развитием практического образования при подготовке студентов по инженерным специальностям.
Открывала форум выставка-презентация инновационных проектов передовых технологий и разработок организаций науки и промышленности, студенческих проектных офисов, коллективная экспозиция детских технопарков.
Первым проектом, привлекшим наше внимание, стал «Аэронет» – распределенные системы беспилотных летательных аппаратов. В ближайшие 10-20 лет, благодаря развитию технологий, существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах.
Следующий проект – «Электромеханическая обработка» – особый способ контактной обработки поверхностей высококонцентрированным источником электрической энергии, объединяющим в единой технологической схеме силовое и термическое воздействие инструмента на деталь, что позволяет формировать уникальные свойства поверхностного слоя деталей. Данный проект направлен на повышение эффективности работы предприятий, снижение трудоемкости изготовления и восстановления деталей, а также повышение прочности и выносливости изделия.
Заключающим стал проект «Малоамперный дуговой тренажер сварщика МДТС "Гефест-1М"». Тренажер позволяет моделировать (имитировать) процессы ручной дуговой сварки и сварки в среде защитных газов плавящимся и неплавящимся электродом с помощью реальной малоамперной сварочной дуги и использования реальных сварочных инструментов, применяемых в промышленности.
Особый интерес представляло также учебное оборудование «Основы мехатроники». Это оборудование предназначено для изучения структуры и принципов построения элементарной автоматической линии мехатронных систем. Это отличный инструмент для получения студентом компетенций и выстраивания непосредственной связи между фундаментальными и прикладными науками.
На форуме обсуждались разные вопросы: целесообразности Болонской системы образования, в частности, двухуровневой системы обучения (бакалавр, магистр), мотивации к обучению, подготовки на стадии школьного образования. Звучали различные точки зрения насчёт подхода к обучению инженеров. Многими спикерами была отмечена острая нехватка молодых специалистов и практико-ориентированного обучения. Студентам на выходе из университета недостаточно знаний, чтобы сразу приступить кработе после студенческой скамьи. Акцентировалось внимание на необходимости внедрения long-life-технологии (обучение инженера на протяжении всей его "рабочей" жизни). Почему? Во-первых, с ростом технологий появляются все новые и новые компетенции, в связи с чем недавно выпущенный студент через пару лет становится нерентабельным на рынке труда. Во-вторых, многие идеи рождаются на стыке двух или нескольких направлений: биология и IT, спорт и медицина и пр. Поэтому мало быть специалистом в чем-то одном – нужно уметь погрузиться в другую область знаний.
Из множества точек зрения можно выделить две общие проблемы: недостаток практико-ориентированного обучения студентов и закостенелость системы образования, которая в нужное время не позволяет адаптироваться под современные тренды. Отличный пример решения этой проблемы показал президент ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Шелупанов А.А. В вузе была внедрена технология проектного обучения. Для этого на втором курсе, по заказу предприятий, формируются технические задания. В год формируется 300 практико- ориентированных проектов. Для их реализации был сломан привычный график учебного процесса: создано 36 лабораторий проектного обучения. Томский университет первый выстроил систему технологического предпринимательства, благодаря чему был построен первый в России студенческий бизнес-инкубатор, а позже и технологический.
Форум стал для нас откровением. Мы увидели процесс обучения с другой стороны, со стороны людей, которые задают курс системе образования нашей страны, и со стороны предприятий, для которых и производится обучение кадров. Участие в форуме обогатило нас и укрепило в убеждении, что сейчас важно владеть не только специальностью, но и различными компетенциями, а также идти в ногу со временем, отслеживать современные тенденции и следовать им.