Программа Кадровый акселератор СФУ «Новая волна» направлена на формирование управленческих компетенций, соответствующих современным тенденциям и задачам развития университета. В рамках программы были предусмотрены модули по анализу ситуации и перспектив развития университета, разработке концептов и проектов развития отдельных подразделений и университета в целом.

Набор в программу стартовал 24 июля 2020 года. Участникам программы пришлось пройти долгий путь: конкурсный отбор и обучение в течение двух месяцев.

Программа обучения состояла из двух модулей: «Введение в практику управления университетом» и «Развитие университета: проектные решения». Модератором образовательного процесса был В. С. Ефимов, канд. физ.-мат. наук, директор центра стратегических исследований и разработок СФУ. Перед слушателями выступали М. В. Румянцев, канд. философ. наук, ректор СФУ, Д. С. Гуц, канд. психол. наук, проректор по учебной работе СФУ, Р. А. Барышев, канд. философ. наук, проректор по научной работе СФУ, Е. А. Туртапкина, проректор по информационной политике СФУ. Представители ректората СФУ изложили свои видения о пути развития университета в сфере образования, науки, инфраструктуры и коммуникаций.

Важное внимание в процессе обучения было уделено формированию и развитию таких компетенций участников, как командообразование и работа в команде, лидерские качества. Команды участников должны были разобраться в поставленных перед ними проблемах и предложить решения:

- как должен развиваться образовательный процесс в СФУ (с точки зрения студентов, преподавателей, руководителей, работодателей);

- как развивать жизнь в кампусе университета (с точки зрения спортсменов и физкультурников, интеллектуалов и умников, эстетов и артистов, родителей и семейных пар).

Заключительным этапом обучения было формулирование перспективных для развития структурных подразделений и университета в целом проектных идей и объединение участников в команды. На финишной прямой Институт цветных металлов и материаловедения представляли канд. техн. наук, доцент кафедры «Обогащение полезных ископаемых» Бурдакова Екатерина Александровна и канд. техн. наук, доцент кафедры «Композиционнаые материалы и физико-химия металлургических процессов» Симонова Наталья Сергеевна. От команды ИЦМиМ был представлен проект «Перезагрузка магистратуры».

Ни для кого не секрет, что в свете последних изменений в области образования и введения Болонской системы в России мы получили решение с высокой степенью неопределенности результата: магистратура в разных ВУЗах существенно отличается. Однако в целом, наряду с положительными моментами, имеются и недостатки, которые необходимо преодолевать для качественной подготовки кадров.

Основные негативные стороны этого явления:

  • «расслоение» университетов на те, которые готовят магистров, и те, которые осуществляют преимущественно выпуск бакалавров;
  • низкая престижность инженерных специальностей,
  • недостаточное качество подготовки (связанное, с одной стороны, с малым притоком молодежи и низким требованиям к абитуриентам, с другой – проблемами Вузов: слабым финансированием, слабостью научно-технической базы, распадом научных школ, отсутствием преемственности знаний при подготовке преподавателей).

В ИЦМиМ есть примеры успешных магистерских программ. Опираясь на опыт их реализации, и используя новые образовательные технологии, можно выстроить новую парадигму человеко-ориентированной магистратуры.

21 ноября 2020 года проект был представлен перед ректоратом Сибирского федерального университета.

Новые магистерские программы, по мнению докладчиков, должны опираться на следующие положения: во-первых, это выстраивание тесного взаимодействия с технологическими партнерами и привлечение работающего на горно-металлургических предприятиях контингента, который сможет в рамках обучения и написания магистерских диссертаций решать конкретные производственные задачи; во-вторых, это комфортные условия обучения с переводом части учебных дисциплин в электронную образовательную среду университета (удобное расписание занятий), а также переход к смешанному формату освоения курсов дисциплин (до этого магистратура была реализована только на основе традиционной аудиторной нагрузки); в-третьих, для формирования правильного представления о будущей профессиональной деятельности необходимо активное информирование  абитуриентов, а также четкое и грамотное выстраивание процессов  продвижения магистерских программ на региональном рынке образовательных услуг.

В целом, именно такая стратегия необходима для повышения конкурентоспособности магистерских программ ИЦМиМ по инженерно-техническим направлениям.

При реализации проекта ожидается решение болезненного вопроса для университета – сохранения контингента и привлечения дополнительной, более зрелой и, возможно, более мотивированной аудитории. Кроме того, сотрудничество со стратегическими предприятиями позволит постепенно вывести магистерские программы на самоокупаемость, при этом за сотрудниками компании также остается право поступления и на бюджет (в условиях конкурса возможен гибридный подход к набору абитуриентов из числа производственников: часть – по договорам об оплате образовательных услуг, другая – на бюджетные места). Отметим, что выбор предпри­ятий, с которыми будет осуществляться взаимодействие, это важный фактор для успеха образовательной программы: только предприятия, имеющие собственную стратегию развития, нацелены и на развитие персонала в том числе.

Немаловажным эффектом от реализации проекта является институциональное оформление команды, готовой осуществлять сборку и продвижение магистерских программ, на которых также делается акцент на стратегические партнерства. Важно в процессе «перезапуска» использовать системный подход для выявления внутренних и внешних причинно-следственных связей, выявить ключевые элементы, которые будут способствовать развитию магистерских программ в долгосрочной перспективе. Такой тщательный анализ конкурентоспособных магистерских программ необходим, чтобы транслировать накопленный опыт и масштабировать его и в других институтах, помимо ИЦМиМ.

Для самих обучающихся  магистратура – это способ за сравнительно короткий период времени получить знания и диплом иного (по сравнению с первым) направления подготовки. С учетом того, что требования к содержанию образовательной программы будут выставляться непосредственно работодателем, для выпускника это гарантирует освоение тех компетенций, которые ему необходимы для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста.

Защита прошла успешно. Предложенная проектная идея получила симпатию Д. С. Гуца, канд. психол. наук, проректор по учебной работе СФУ.

Хотим выразить благодарность директору ИЦМиМ Баранову Владимиру Николаевичу и ответственной за развитие магистратуры ИЦМиМ Бугаевой Татьяне Петровне за поддержку проектной идеи, канд. физ.-мат. наук, директору центра стратегических исследований и разработок СФУ Валерию Сергеевичу Ефимову, сотруднику Центра стратегических исследований и разработок СФУ Алле Владимировне Лаптевой, канд. экон. наук, заместителю директора Института управления бизнес-процессами и экономики, СФУ, руководителю программы Кадровый акселератор СФУ «Новая волна» Ирине Рудольфовне Руйга за помощь в сборке и оформлении проектной идеи, сотруднику Центра стратегических исследований и разработок СФУ Ивановой Ольге Владимировне за своевременное информирование и моральную поддержку.

Симонова Наталья Сергеевна, канд.техн.наук, доцент каф. «Композиционные материалы и физико-химия металлургических процессоы», Бурдакова Екатерина Александровна, канд. техн. наук, доцент каф. «Обогащение полезных ископаемых»